Классификация задач, решаемых интеллектуальными системами
- Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для
экспертных систем. Под интерпретацией понимается процесс определения
смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и
корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.
- Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения
объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в
некоторой системе. Неисправность — это отклонение от нормы. Такая
трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и
неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых
организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой
является здесь необходимость понимания функциональной структуры
(«анатомии») диагностирующей системы.
- Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная
интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о
выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы
— «пропуск» тревожной ситуации и инверсная задача «ложного»
срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных
ситуаций и необходимость учёта временного контекста.
- Проектирование. Проектирование состоит в подготовке
спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами.
Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов --
чертёж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь —
получение чёткого структурного описания знаний об объекте и проблема
«следа». Для организации эффективного проектирования и в ещё большей
степени перепроектирования необходимо формировать не только сами
проектные решения, но и мотивы их принятия. Таким образом, в задачах
проектирования тесно связываются два основных процесса, выполняемых в
рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения.
- Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать
последствия некоторых событий или явлений на основании анализа
имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные
следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно
используется параметрическая динамическая модель, в которой значения
параметров «подгоняются» под заданную ситуацию. Выводимые из этой
модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными
оценками.
- Планирование. Под планированием понимается нахождение планов
действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые
функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с
тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.
- Обучение. Под обучением понимается использование компьютера
для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения
диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и
подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о
гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе они
способны диагностировать слабости в познаниях обучаемых и находить
соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют
акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью
передачи знаний.
- Управление. Под управлением понимается функция
организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности.
Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в
соответствии с заданными спецификациями.
- Поддержка принятия решений. Поддержка принятия решения — это
совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения,
необходимой информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия
решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную
альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.
В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно
подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы,
решающие задачи синтеза. Основное отличие задач анализа от задач
синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений
может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза
множество решений потенциально не ограничено и строится из решений
компонент или под-проблем. Задачами анализа являются: интерпретация
данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза
относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные:
обучение, мониторинг, прогнозирование.
|